Дикобраз (d_i_k_o_b_r_a_z) wrote,
Дикобраз
d_i_k_o_b_r_a_z

Categories:

История. Недовольные генералы и нехватка терпения


В истории авиации много неясного. И натяжек хватает. И "самолёт Можайского" на самом деле не летал, зато летали на чём-то подобном китайцы, и с самолётом братьев Райт непонятки имеются, и бразилец Сантос-Дюмон в этой сфере суетился...

А всё было бы куда проще и яснее, если у одного человека хватило бы терпения, а у другого - было поменьше обидчивости.


После целой серии неудачных опытов разных конструкторов в разных странах и трагической гибели в августе 1896-го изобретателя Отто Лилиенталя французский инженер-электрик Клеман Адер окончательно понял, что именно надо делать.

Он был не новичком в этом деле, а автором изобретений в сфере электротехники и механики. Его первая летательная машина появилась на свет аж в 1872 году. Но размах крыльев и вес не позволяли человеку толком разбежаться для старта.
Он отправился в путешествие по Алжиру и Аравии - чтобы наблюдать, как летают живые существа, а вернувшись, сел за чертежи. Попутно (попутно!) в 1878 году он усовершенствовал конструкцию телефона Белла и организовал первую телефонную сеть в Париже (в 1880-м). Затем изобрёл аппарат для стереозвука...

В 1886-м он сделал новую машину, по форме напоминавшую летучую мышь. У неё были неподвижные крылья и четырёхлопастной пропеллер, присоединённый к паровой машине собственной конструкции. Инженер понял, что он на верном пути: силу человеческих ног при разбеге должна заменить сила парового двигателя.

Был построен 3-й аппарат, названный "Эол" (уже с 2 пропеллерамии 2 паровых двигателя). В процессе его испытаний произошло оставшееся незамеченным: 9 октября 1890 года аппарат взлетел и пролетел около 50 метров. Это был первый самопродвигающийся полёт в истории, за 13 лет до братьев Райт. Вот только свидетелей этого не было, а инженер особого внимания произошедшему не придал.

Вдохновлённый успехами, Адер обратился к военному министру Франции. Он обрисовал захватывающие перспективы военного применения летательных аппаратов. Министр впечатлился, велел открыть финансирование и окружить опыты строжайшей тайной, придав аппарату статус орудия национальной обороны. Опыты пошли полным ходом, но... Но министр сменился и его преемник ждать не захотел. Вот покажи ему прямо сейчас как эта штуковина летает.

12 октября 1897 года Клеман Адер вывез свой "Авион III" на демонстрационное поле, под очи двух специально приехавших генералов и двух профессоров Политехнического института. Самолет был похож на огромную летучую мышь из полотна и древесины, его размах крыла составил 16 ярдов, аппарат был оборудован двумя толкающими пропеллерами с четырьмя лопастями, каждый из них был оснащён паровым двигателем мощностью 30 л.с. (22 кВт). Аппарат разбежался и... и запрыгал по полю, то отрываясь от земли, то прыгая по кочкам. Мнения членов комиссии разделились: один из генералов твёрдо стоял на том, что самолёт на летал, второй - что никакая штуковина вообще летать не может. Профессоров не слушали.

Повторное испытание назначили через день, 14-го. Конструктор пошёл ва-банк: предложил второму генералу, скептику, сесть рядом с собой в гондолу. Бравый вояка побледнел, помялся, но согласился.
Погода была неблагоприятной: дул сильный поперечный ветер, но отступать было нельзя. Аппарат разбежался и... И взлетел. Некоторые зрители утверждали, что он пролетел более 300 метров. Самолёт стало сносить к зданию и он мог разбиться об ограду, поэтому Адер сделал свой выбор, выключил мотор. Самолёт рухнул.
Оба авиатора остались целы. Первый генерал (по фамилии Менсье) заявил, что удовлетворён, несколько минут самолёт летел! Зато "потерпевший" (генерал Грийон) был в бешенстве: его "уронили"! Он махнул рукой и уехал что-то бурча про шарлатанов, не берегущих честь и чистоту генеральского мундира.

При написании доклада генералы сошлись на том, что опыты не оправдали вложенных в них 500 тысяч франков, но официальные результаты оглашать нельзя. И финансирование проекта было прекращено. Вяло поискав поддержку у частных лиц, Клеман Адер, находившийся в одном шаге от создания настоящего самолёта, потерял веру в себя и в отчаянии сжёг свою мастерскую, а вместе с ней и хранившийся там свой первый аэроплан. К работам над какими-либо летающими машинами он уже никогда не возвращался. Некоторое время Адер успешно занимался конструированием в области автомобилестроения, но потом бросил и это занятие.
Умер он в 1925 году в возрасте 84 лет.

После полёта братьев Райт в 1903-м французская комиссия сделала сообщение, что полёты Адера 6 лет назад, когда братья вовсю трудились в велосипедной мастерской, были успешными.
Но уже никто на это внимания не обратил.
Только тот самый летавший "Авион III" поместили в музей, где он находится до сих пор.

Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Напоминание, что живой)))

    Это безусловно приятно, что меня здесь не вычеркнули из памяти - помнят... Всего несколько раз в год засовываю сюда нос, а меня помнят. Чер-р-ртовски…

  • Вспомнил по аналогии

    Тут вот наш царь сообщал, что некая инициатива о бесплатном горячем питании для школьников начальных классов «непросто далась», и «все были…

  • Ритуальное

    Последнее время что-то совсем не хочется подводить итоги. Ни - дня, ни сезона, ни года, ни года жизни. Не-не, никакого суеверия или чего-то в этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments